Отчет главы Цунтинского района за 2016 год

Об итогах социально-экономического развития муниципального района «Цунтинский район» за 2016 год и приоритетных направлениях деятельности на 2017-2019 годы.​

В соответствии с Федеральным закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом МР «Цунтинский район» представляю Собранию депутатов МР «Цунтинский район» (отчет) о положении в районе и важнейших направлениях.

 

Политические события

Уважаемые депутаты!

Как вы помните, главное политическое событие 2016 года – прошедшие в сентябре выборы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Народного Собрания Республики Дагестан.

Впервые за последние десятилетия выборы в районе прошли без подкупов избирателей и преследования кандидатов. Убедительную победу на выборах за федеральный список одержала партия «Единая Россия», которой в Государственную Думу проголосовало 78,7 проц. избирателей от Цунтинского района. На выборах депутатов Народного Собрания75,6% проголосовавших отдали предпочтение кандидатам от Коммунистической партии Российской Федерации.  Также победу на выборах за федеральный список по одномандатному округу одержал Маграмов Абдулмажид Варисович -кандидат от партии «Единая Россия», за которого в Государственную Думу проголосовало 65,5 проц. избирателей.

Цунтинцы доказали на выборах свою политическую зрелость и мудрость. Они не поддались на подкупы и обещания деятелей90-х годов. Выборы 2016 года были, как никогда ранее, легитимными, открытыми и честными. Политический итог избирательной кампании 2016 года один: народ поддержал политику руководства республики и района.

Как вы знаете, впервые за всю историю формирования Народного Собрания от Цунтинского района избраны два депутата. Депутат от партии КПРФ и от партии «Единая Россия».

Депутаты, избранные в Государственную Думу и в Народное Собрание, – это люди, способные отстаивать интересы избирателей нашего района. Депутатам, избранным в Народное Собрание необходимо наладить эффективную работу с республиканскими министерствами и ведомствами по конкретным программам.

 

Безопасность

Уважаемые депутаты!

Совместно с правоохранительными органами нам удалось фактически восстановить правопорядок и снизить уровень общей преступности в районе. Ситуация в районе стала стабильной, управляемой и прогнозируемой.

Под руководством Национального антитеррористического комитета в Дагестане фактически ликвидированы все действовавшие на его территории диверсионно-террористические группы, с оставшимися еще остаткамибанд подполья ведется постоянная борьба.

Правоохранительные органы и спецслужбы существенно обновили методы своей работы и пользуются поддержкой жителей района.

Координирующую роль в этой работе, бесспорно, играетантитеррористическая комиссиярайона.

Большую роль в противодействии идеологии терроризма играет и духовенство района, муфтий Дагестана шейх Ахмад-хаджи,имамы района и лично руководитель медресе Алиев Сиражудин Исмаилович.

Мы подключили к этой работе авторитетных людей района, старейшин и даже родственников членов бандподполья. Нам надо расширить влияние на эти процессы через комиссии по примирению и согласию.

Мы создали в районе Комиссии по противодействию коррупции. В эту Комиссию надо привлекать честных, принципиальных людей.  От района назначены инспектора в Управление Администрации по вопросам противодействия коррупции.

         Необходимо усилитьработу по реагированию на обращения граждан и общественных объединений на всех уровнях.

Нам удалось вовремя пресечь целый ряд нарушений, которые были допущены муниципальными казенными учреждениями. За допущенныенарушения к ним были применены дисциплинарные взыскания.

 

Сельское хозяйство

Уважаемые депутаты!

Ключевой отраслью,как для Дагестана, так и для нашего района, является агропромышленный комплекс, который оказывает существенное влияние на экономику района.

В рамках реализации приоритетного проекта развития «Эффективный АПК» и благодаря кластерному подходу мы сумели сохранить устойчивую тенденцию развития.

Это массовое движение крестьян, занятых личным подсобным хозяйством, нужно поддержать и добиваться, чтобы до них доходила государственная поддержка.

Обращаю внимание отдела сельского хозяйства и продовольствия на необходимость усиления мер по налаживанию работы с СПК, КФХ и ЛПХ..

Одним из приоритетных направлений для нас является развитие животноводства, овощеводства и садоводства.

Идет рост производства продукции животноводства: мяса – на 7,5 проц. (129,1 тыс. тонн), молока – на 2,8 проц. (843,5 тыс. тонн), яиц – на 5,6 проц. (243,0 млн. штук).

Очень многое зависит от эффективности работы руководителя. Пока отдел сельского хозяйства недорабатывает.  По итогам социально–экономического развития района за 2016 год объем валовой продукции   во всех категориях хозяйств составил – 335560,7 тыс. руб., в том числе:

- сельхоз организациях – 0 тыс. руб.

           - крестьянских, фермерских хозяйствах – 12905.1 тыс. руб. 

           - личных хозяйствах населения – 322655.6 тыс. руб.

В 2016 году объем вырос на 17 104,7 тыc. руб. по сравнению с 2015 годом, но меньше оценочных показателей на 15 836,9 тыс. руб.

96% объема производства сельского хозяйства приходится на личные подсобные хозяйства. Показатели производства сельхозпродукции по всем категориям хозяйств на – 5,3% выше, чем за предыдущий 2015 год.

Объем производства продукции растениеводства составляет –110023,3 тыс. руб., его доля в общем объеме продукции – 32,8% 

Объем производства продукции по животноводству составляет – 225537,4 тыс. руб., его доля в общем объеме продукции – 67,2%.

В 2016г. на поддержку сельхозпроизводителей района получено государственной поддержки в сумме – 1646 тыс. руб., в том числе субсидии для КФХ- 1139 тыс.руб., и СПК- 507 тыс.руб., на развитие овцеводства.

В 2016 году посевная площадь под урожай составила – 403 га, что на 14 га больше чем в 2015 году: в том числе, засеяно зерновых – 54,57 га, картофеля – 228 га, овощей – 97,48 га, технических культур – 23 га. 

Овощеводство для района является традиционной отраслью, в основном производят картофель. В 80 годы прошлого века в районе производили до 5 тыс. тонн картофеля и других овощей.

Основная причина сокращения производства овощей в АПК – отсутствие переработки и рынок сбыта продукции.

За 2016 год всеми категориями хозяйств района произведено основных видов сельскохозяйственной продукции:

- зерновые – 824,2 центнера;

               - овощи – 8992,9 центнера;

             - картофель – 18896 центнера;

               - фрукты – 4228,2 центнера;

               - мясо – 418,7 тонн;

               - молоко – 4158,5 тонн;

               - шерсти – 42,8 тонн;   

               - яйца – 547 тыс. штук.

На 01.01.2017года получены свидетельства о государственной регистрации права на 50 из 67 земельных участков сельскохозяйственного назначения по 8 администрациям сельских поселений района, что составляет 75% от общего количества земельных участков сельскохозяйственного назначения. По 11 земельным участкам сельскохозяйственного назначения повторно уточнены и утверждены схемы и направления в ООО «Русскадастр».

Принято постановление Главы МР «Цунтинский район» от 11 февраля 2016 года №21 «О предоставлении в собственность администраций сельских поселений МР Цунтинский район» земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 2190 га и земли сельхоз товаропроизводителей и арендаторов 19160 га, всего – 21350 га».  

 

Промышленное производство

Промышленных предприятий и филиалов от республиканских и других предприятий в районе не имеется.

 

Транспорт

Уважаемые депутаты!

Вопросы транспортной политики являются важнейшими для экономики и социальной сферы района.Общая протяженность автодорог района составляет 227 км. Все дороги грунтовые, без твердого покрытия, из них автодороги республиканского значения – 51 км., местного значения – 176 км., в том числе сельские автодороги внутрихозяйственного значения – 110 км..

Все сельские поселения связаны с райцентром дорогами грунтового          покрытия. До железнодорожной станции г. Буйнакск – 197 км.

         Доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающие нормативным требованиям, в общей их протяженности составляет 46,6%.

По линии ОАО «Цунтинский ДЭП №41» в 2016 году на содержание автомобильных дорог предусмотрено и израсходовано 11880.4 тыс. руб., это на 101,7% больше чем в 2015 году, на содержание дорог республиканского значения и искусственных сооружений на них израсходовано – 6886,4 тыс. руб. и на содержание местных дорог – 4994,0 тыс. руб., однако в наших природно-климатических условиях эти средства недостаточны.  Состояние автодорог в районе в связи с трудными природно-климатическими условиями, особенно зимой, по-прежнему остается неудовлетворительной, данный вопрос находится под постоянным контролем руководства района.

Считаю, что прошедший 2016 год был успешным для дорожных работ района: построены и реконструированы более 10 км дорог республиканского и местного значения. Продолжается строительство автодороги Агвали-Шаури-Кидеро, Цебари-Шапих-Междуречье.

За счет дорожного фонда района построены дорога Сагада, реконструированы автомобильные дороги в селении Хупри, Терутли, Берих, Аларах-Чалях, Акди и Хебатли на общую сумму 2 млн. 900 тыс. рублей.

Объем бюджетных средств, выделенных на строительство и реконструкцию дорог в 2016 г. составил –   122 880,4 тыс. руб., в том числе на реконструкцию автодороги Цебари-Шапих - Междуречье на участке км 0 – км 4 – 30 000 тыс. руб., на реконструкцию республиканской автомобильной дороги Агвали-Шаури-Кидеро на участке км 32,7 – км 35 – 42 000 тыс. рублей.

На реконструкцию республиканской автомобильной дороги Агвали-Шаури-Кидеро на участке км 35– км 40 – 25 000 тыс. рублей

Реконструкция мостового перехода на 61 км автомобильной дороги Агвали-Шаури-Кидеро – 48 000 тыс. рублей.

На ремонт республиканской автодороги Тлядаль –Бежта-Кидеро на участке км 19 – км 22 – 14 000 тыс. руб.

На содержание автомобильных дорог республиканского значения Цунтинским ДЭП № 41 израсходовано 6 886,4 тыс. рублей.

На содержание автомобильных дорог местного значения израсходовано 4 994 тыс. рублей.

Грузооборот (по всем видам транспорта) за 2016 год составил – 384тыс. тонн. км., а пассажирооборот – 23115  тыс. пасс.- км. 

 

Малое предпринимательство.

Уважаемые депутаты!

Количество субъектов малого предпринимательства – 148, в том числе малые предприятия - 28, индивидуальные предприниматели - 120 .

Число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. населения - 114 (единиц). 

Численность занятых в малом предпринимательстве, включая совместителей и лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, - 387 чел..

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций – 9,7%, что ниже оценочных на 0,9%.

За 2016 год оборот малого предпринимательства  составил 165 092 тыс. рублей, динамика оборота малого предпринимательства на 21,5% больше предыдущего года.

Администрацией муниципального района постановлением № 151 от 13 октября 2015 года принята программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе «Цунтинский район» Республики Дагестан  на 2015-2017 годы» и утверждена Решением Собрания депутатов от 29 октября 2015 года.

В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2015-2017 годы» Агентством по предпринимательству и инвестициям РД с 1 по 31 августа 2016 года был объявлен конкурс на софинансирование мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Администрация МР «Цунтинский район» приняла участие в этом конкурсе и стала победителем гранта на сумму 2 млн. рублей. Соответственно, Администрацией МР «Цунтинский район» был объявлен конкурс по предоставлению грантов гражданам, проживающим в МР «Цунтинский район», создаваемым или начинающим и действующим менее 1 года субъектам малого и среднего предпринимательства из числа молодежи от 14 до 30 лет, безработных граждан, выпускников учебных заведений, военнослужащих, уволенных в запас, и граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Прием документов претендентов осуществлялся с 11 октября по 9 ноября 2016 года.

Документы были представлены четырнадцатью претендентами. 

Однако на софинансирование муниципальной программы из республиканского бюджета выигранный грант в сумме 2 млн. рублей не выделен. По этой причине проведение конкурса среди претендентов не представлялся возможным.

Доля налоговых поступлений в местные бюджеты от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений по району составляет – 4,3 %, что на 3,4 % выше показателя предыдущего года. Увеличение связано с передачей республиканского налога по упрощенной системе налогообложения на местный уровень.

 

Инвестиции

В 2016 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил –145 227 тыс. рублей, что на 6,0 % ниже показателя предыдущего года. 

Объем инвестиций на душу населения – 11,2 тыс. рублей, что на 5,8 % ниже показателя прошлого года.

Объем инвестиций в основной капитал по источникам финансирования составил 145227 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 0 тыс. руб. из республиканского бюджета – 111000 тыс. руб., из районного бюджета – 5320 тыс. руб., из местного бюджета АСП – 3351 тыс. руб., и средства населения – 25556 тыс. руб. В общем объеме инвестиций 0% составляет доля федерального бюджета, из республиканского бюджета 76,4%, из районного бюджета – 3,7%., из местного бюджета 2,3% и 17,6% средства населения. 

Динамика объема и структура инвестиции в экономику МР «Цунтинский район» по источникам финансирования прилагается:

 

 

Годы

Всего

тыс.руб.

Из общего объема инвестиций источники          финансирования, тыс. руб.

Средство населения

Средство муниципального бюджета

Средство республиканского бюджета

Средство федерального бюджета

2010

94273

14536

43168

16590

19979

2011

58344,2

12161,7

46182

10000

-

2012

122918

-

56476

66442

-

2013

141902

12950

7202

119666

2083

2014

107670

7162

27465

71521

1522

2015

154468

10712

14112

129634

-

2016

145227

25556

8671

111000

           -

 

С января 2016 года в районе функционирует МФЦ, здание которого построен инвестором.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения с административным центром муниципального района, в общей численности населения муниципального района 10 %.

В 2016 году выделенных финансовых средств в рамках Республиканской инвестиционной программы не было, хотя имеются строящиеся объекты: здание центральной районной больницы (2-я очередь) в с. Кидеро и школа-сад в с. Хутрах.

В 2016 году продолжалась работа по строительству объектов социальной сферы, и были произведены расходы бюджетных средств муниципального образования на проектирование и строительство нач. школы с детским садиком в с. Цехок.

В настоящее время реализуемых частных инвестиционных проектов в районе два:

  • строительство здания администрации в районном центре с. Цунта (ООО «Миг») на общую сумму 54 млн. рублей.;
  • строительство торгово-офисного комплекса «Дидо-Асах» (ООО «Дидо-Асах).

 

Обеспеченность жильем и ввод жилья

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения – 1,2 га.

Ввод   жилья   индивидуального   сектора по данным отчетов АСП представленных в стат. управление района за 2016 год составляет-2808 кв.м.,это 27 жилой дом. Муниципального жилья в районе нет. Весь жилой фонд района приходится на индивидуальный сектор.

Общая площадь жилых помещенийна конец 2016 года, составляет – 126,3 тыс. кв.м., в среднем на одного жителя приходится – 9,8 кв.м. В течениегода по причине пожара в населенных пунктах с.Мокок, с. Шаури,с. Гениятль выбыло 79 домов, что составляет 13683 кв.м. индивидуального жилья населения.

Объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» в 2016 году составил – 136556 тыс. рублей.

На 1 января 2017 года присвоено 67 наименований улиц в населенных пунктах района. Внесено в ФИАС 67 наименований улиц по всем населенным пунктам района, т.е. 100% от запланированного.

За 2016 год внесено в ФИАС 37 объектов капитального строительства и земельных участков.

В 2016 году актуализировано 78 объектов капитального строительства и   77 земельных участков.

 

 

 

 

Финансы

Бюджет муниципального образования в основном образуется из финансовых ресурсов за счет Фонда финансовой поддержки муниципальных районов, Фонда компенсаций и собственных налоговых доходов.

В 2016 году в районный бюджет поступило всего – 346748.2 т.р., в том числе:

      дотаций – 47043 тыс. руб.

       субвенций – 220392.7 тыс. руб.

       субсидий – 13352.2 тыс. руб.

       прочие межбюджетные трансферты – 20505.9 тыс. руб. 

       собственные средства от налоговых и неналоговых доходов – 45454тыс. руб.:

№ п.п.

 

Наименование налогов

Поступление на 1 января 2017 года к годовому плану

 

Годовой план

 

Исполнение

 

% исполнения

1

2

 

3

 

1

НДФЛ

30 558

34258.5

112.1

2

ЕНВД

372

272,4

73,2

3

Налог на имущество физических лиц

659

589,5

89,4

4

Земельный налог

748

764.1

102.2

5

Госпошлина и проч. денежные взыскания

30

118,5

395,0

6

Неналоговые доходы

210

451,0

214,7

7

Доходы от уплаты акцизов на ГСМ

5656,2

7298,6

129,0

8

УСН

575

1689,0

293,7

9

ЕСХН

0

6,3

 

 

 

ИТОГО

 

38 808,2

 

45454.4

 

117.1

Поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось на 7212.4 тыс. рублей по сравнению с 2015 годом, или на 15,9 %.

            Доходная часть бюджета на 13637,6тыс. руб. (3,8%) меньше чем, в 2015 году.

            Объем безвозмездных поступлений и межбюджетных трансфертов за 2016 год по району составляет – 301293,8тыс. руб.,удельный вес в общих расходах республики составляет 1,10 %.

Доля финансовой помощи из республиканского бюджета РД в общем объеме доходов бюджета района (без учета субвенций) составляет – 64,03%.

Экономическое состояние района, т.е. отсутствие промышленности, спад валовой продукции в сельском хозяйстве, практическое отсутствие частных инвестиций и незначительность инвестиционных вложений из бюджетов позволяет делать вывод о слабом налоговом потенциале в районе.

          Вместе с тем план поступления по собственным налоговым доходам в 2016 году выполнен на 117,9 % (по данным Минэкономразвития РД), доля собственных доходов в общем объеме бюджета остается низкой. Уровень дотационности бюджета (доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета без учета субвенций) составляет – 36 %.  Анализ бюджета за последние 2-3 года показывает уменьшение процента дотационности, т.е. ежегодно возрастает процент собственных доходов.

          Расходы бюджета составили 346893,4тыс. руб., что на 24750,6тыс. руб. больше, чем в 2015 году. 2016 финансовый год завершился с дефицитом бюджета – 145,2тыс. руб.

Район располагает большим производственным потенциалом в виде земельного ресурса и достаточными трудовыми ресурсами населения.

          Администрация МР «Цунтинский район» прилагает все усилия для эффективного использования имеющих производственных и трудовых ресурсов, чтобы добиться дальнейшего роста увеличения собственного налогового потенциала и повышения уровня и качества жизни населения района, что является залогом стабильности и порядка в районе.

 

Потребительский рынок

Количество действующих стихийных розничных и оптовых рынков – 2, которые носят сезонный и непостоянный характер в форме ярмарки.

Оборот розничной торговли составляет 767 845 тыс. руб. его доля в республиканском обороте составляет – 0,93%.

По сравнению с предыдущим годом оборот розничной торговли увеличилось более 12,3%.

Товарооборот на душу населения за 2016 год составляет – 59275 тыс. руб. по сравнению с республиканским значением она составляет – 34,8%.

Объем платных услуг, оказанных населению района через все каналы реализации – 14916 тыс. руб., его доля в республиканском объеме – 0,02%.

Индекс объема платных услуг в % к предыдущему году увеличился на – 1,8%. Объем платных услуг в расчете на одного жителя составил – 1,2 тыс. руб.

 

Образование

Уважаемые депутаты!

Образование – один из стратегических приоритетов в развитии нашей страны, а значит, Дагестана. За эти годы много сделано для восстановления элементарного порядка в системе образования, теперь все внимание – качеству образования. Школа, вуз должны формировать конкурентоспособных и успешных граждан страны, которые гордятся своей Родиной и созидают ее. Образование и культура – это базовые факторы утверждения человеческого достоинства, достоинства народа.

В районе функционирует 59 образовательных учреждений, в том числе 42 общеобразовательных: 19 средних, 2 основных и 21 начальных учреждений образования (филиалы школ). Число дошкольных образовательных учреждений 15 единиц. Число образовательных учреждений дополнительного образования –2.Из общего количества образовательных учреждений: расположенных в нетиповых (приспособленных) помещениях – 32, требующих капитального ремонта – 13, находящихся в аварийном состоянии – 7.

Администрацией района сформирован и направлен Минобрнауки РД и Минэкономики РД перечень из 7 аварийных объектов, для включения в 2017 году и последующие годы в программы строительства школ.

Но у нас еще 16 школ функционируют в двухсменном режиме.

Состояние этих объектов образовательных учреждений остается критическим. В аварийном и ветхом состоянии находятся здания, где расположены школы: Мококская, Хутрахская, Асахская, Хибятлинский, Хебатлинская, Сагадинская, Генятлинская. Более 13 объектов образования находятся в ветхом состоянии. Техническое оснащение учебного процесса очень низкое, не хватает учебно-наглядных пособий.

Общий объем расходов бюджета муниципального образования на образование – 242887 тыс. рублей, в том числе расходы на увеличение стоимости основных средств – 1587 т.р. и увеличение стоимости материальных запасов – 12841 т.р. Общий объем расходов бюджета на образование по сравнению с 2015 годом уменьшилось  на 5,2 %.

Совокупная мощность всех общеобразовательных школ района – 2014 мест, обеспеченность учебными местами на 1000 детей школьного возраста в 2016 году составляет 920 мест.

Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях – 1852 человек.

Доля учащихся в общеобразовательных учреждениях района занимающихся в первую смену – 88 %, что на 1,2% меньше чем 2015 году.

Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене, – 88,5%.

Численность учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях, – 2 чел., в том числе на одного учителя - 4 чел.

Средняя наполняемость классов – 8 человек.

Мощность действующих дошкольных учреждений – 256 мест. Охват детей в дошкольных учреждениях в 2016 году составляет – 21,8%.

Нам в этом году удалось приобрести 160 ученических парт.

 

Здравоохранение

Уважаемые депутаты!

Общий объем расходов средств ФОМСа и бюджета на здравоохранение района за 2016 год составил 94040 тыс. руб.

Количество учреждений здравоохранения всего – 28,в том числе больничные учреждений – 3. Амбулаторно-поликлинических учреждений – 1, фактическая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений 20 посещений в смену, функционирует – 24 фельдшерско-акушерских пунктов. В нетиповых (приспособленных) помещениях расположены 2 участковые больницы и 4 ФАПа. Нами были проведены ремонтные работы в2 участковая больницах.

Число коек в муниципальных учреждениях здравоохранения - 85.

Обеспеченность койками (коек на 10 тыс. населения) – 79,2.

Численность врачей – 29 чел., среднего медицинского персонала – 117 чел.

Обеспеченность врачами – 22,4 чел. на 10 тыс. населения, средним медицинским персоналом – 94,4 чел. на 10 тыс. населения.

Одной из важных проблем отрасли является острая нехватка квалифицированных врачей, таких как эндокринолог, рентгенолог, педиатр, травматолог, уролог, окулист и другие специалисты.

В 2016 году в двух участковых больницах (Китляртинская и Шауринской) проведен капитальный ремонт объектов недвижимости и израсходовано 200000 тыс.руб. Вместе с тем состояние многих объектов здравоохранения не соответствует требуемым нормам. 

Ретлобская врачебная амбулатория нуждается в капитальном ремонте и в оснащении материально-технической базы. Шауринской участковой больнице необходимы средства на ремонт водопровода. ЦРБ в сел. Кидеро нуждается в строительстве здания для поликлиники, спального корпуса и инфекционного отделения.

 

Труд и занятость

В поисках работы в Центр Занятости населения 2016 году обратились – 391 чел. Число безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в среднем за месяц – 198 чел. На мероприятие в области занятости населения в районе израсходованы государственные средства в сумме – 3268.1 т.р., в том числе на выплату пособий безработным –3268.1 т.р. Вместе с тем, Программа создания новых рабочих мест в районе выполняется слабо, из-за нехватки финансовых средств. Число вновь созданных рабочих мест 2016 году всего – 68.

Экономически   активное   население, которое   предлагает   рабочую   силу для производства   товаров иуслуг, на начало года было – 4138 человек. Численность занятых в экономике составляет – 3041 челевек, в том числе, в материальном производстве – 1157 чел. и непроизводственной сфере – 1884 чел. Доля зарегистрированных безработных в общей численности экономически активного населения в 2016 году составляла – 9,5%. Уровень безработицы (по методологии МОТ) – 26.5%.

Постановлением администрации района от 14.10.2014 года №128 создана межведомственная комиссия в целях определения численности неработающего населения, учитываемого при расчетах объемов страховых взносов из республиканского бюджета Республики Дагестан в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования. Распоряжением Главы МР "Цунтинский район" от 09.02.2015 года №36 образована рабочая группа по определению численности неработающего населения, учитываемого при расчетах объемов страховых взносов из республиканского бюджета Республики Дагестан.

Проводится работа по выявлению неформальной занятости.  С 1января 2016 года ежедекадно информация представляется в Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан. Проведены рейдовые мероприятия по проверке объектов предпринимательской деятельности на предмет соблюдения налогового законодательства и по снижению неформальной занятости на территории сельских поселений «сельсовет Кидеринский», «сельсовет Шаитлинский», «сельсовет Шауринский», "сельсовет Терутлинский", "сельсовет Шапихский", сельсовет Кимятлинский", "сельсовет Хибиятлинский" и "сельсовет Тляцудинский".

Всего комиссией фиксировано 67 объектов предпринимательской деятельности. За 2016 год выявлено 83 лица, работающих без заключения трудового договора и занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью. В ходе проведенныхмероприятий с 28 физическими лицами  заключены  трудовые  договора. В том числе 18 физических лиц  стали на учет МРИ ФНС России №13 по РД в качестве ИП. Работа в этом направлении продолжается, однако база для выявления неформальной занятости отсутствует.

 

Уровень жизни населения

Денежные доходы в 2016 году составляют всего 1147559,4 тыс. руб.,  в среднем за месяц в расчете на душу населения – 7382 руб. на – 3,8% выше, чем показатели 2015года.

Годовые потребительские расходы в расчете на душу населения за 2016год составляет – 65114 руб., на 11,5% выше показателя 2015 года.

Средняя начисленная заработная плата в 2016 году 17159 руб. В том числе СМЗ муниципальных служащих составляла15297 руб., республиканских и федеральных служащих, работающих у нас в районе 19021 руб.   

 

Физкультура и спорт

Уважаемые депутаты!

Общий объем расходов бюджета муниципального района на физическую культуру и спорт – 500 тыс. руб., на увеличение стоимости материальных запасов в 2016 году финансовыесредства не израсходованы. Численность населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом – 2020 человек.

Количество спортивных сооружений – 23 единицы, общая площадь спортивных сооружений 1008 кв.м., обеспеченность объектами составляет   32.6 %.

Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом – 15.6 %, т.е. на  уровне показателя 2015 года.

В 2016 году на территории района были проведены 14 спортивных мероприятий, на 8 мероприятий больше чем показатель 2015 года, кроме того многие спортсмены района участвовали в межрайонных, республиканских, общероссийских и мировых и занимали призовые места.Уроженец села Мокок, Мусаев Башир Алиевич, на чемпионате мира погрепплингу состоявшийся в г.Минск с 29.09 по 02.10.2016 г. в весе -63 кг.стал чемпиономмира в весовой категориидо 70 кг., Муслимов Магомед М. из сел. Шаури занял первое место в зональных соревнованиях по грепплингу, состоявшихся в г.Анапа.

Основные проблемы в сфере физической культуры и спорта это отсутствие материально-технической базы и финансирования на строительство спортивных сооружений. На территории района нет дворца спорта, кроме как в 3-х пришкольных спортивных залов.

 

Культура

Уважаемые депутаты!

Общий объем расходов бюджета муниципального образования на культуру – 7778,5 руб., в том числе на увеличение стоимости основных средств 190,5 тыс. руб. или 2,5% от общего объема расходов на культуру. 

Общее число учреждений культуры – 30, в том числе: число учреждений клубного типа - 11, посадочных мест – 692 мест, и общедоступны публичных библиотек – 19. Обеспеченность учреждениями культуры от нормативной потребности по учреждениям клубного типа составляет – 33,4%, а общедоступных библиотек – 54%.

Доля обустроенных объектов культурного наследия к общей численности объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности составляет 32%. 

В районе функционирует Центр традиционной культуры народов России, он способствует поиску и выявлению новых талантов, сохранению обычаев, обрядов, традиций, предметов быта наших предков. Работники нашего Центра представили наш район во всех республиканских культурных мероприятиях. ЦТКНР оказывает школам постоянную помощь в организации культурных мероприятий.

Проблемы в сфере культуры аналогичные, как и в других учреждениях социальной сферы. Многие учреждения находятся в частных арендованных помещениях. В райцентре необходимо построить дворец культуры с библиотекой на 400 мест. Проектно-сметные документации на 1,6 млн. руб. составлены еще в 2004 году и находятся в министерстве культуры РД. Такое положение сохраняется последние 30-40 лет.

 

Потенциал развития

Размещение на территории производств по переработке сельскохозяйственного сырья, выпуск экологически чистых питьевых и минеральных вод, сбор и переработка лекарственных трав, строительство малых ГЭС, развитие санаторно-лечебных учреждений, туризма, охотхозяйства.

Без комплексной финансовой и организационной поддержки республиканских структурдостигать высоких, положительных показателей в социально экономическом развитии района не представляется возможным.

 

Кадровая политика и местное самоуправление.

Уважаемые коллеги!

Одной из важных проблем при выстраивании эффективной системы управления является вопрос подготовки качественных, отвечающих современным реалиям управленческих кадров.

Среди муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений района немало добросовестных и квалифицированных людей, но есть и те, кто привык работать спустя рукава и только на себя. Много и таких, кто профессионально не подготовлен для занятия той или иной должности. Нужно непрерывно учиться, совершенствовать свою квалификацию.

Нам всем нужно укреплять авторитет муниципальной власти, внимательнее относиться к обращениям людей, советоваться с гражданами при решении вопросов местного значения и вовлекать их в совместную созидательную работу.

Очень важно соблюдать служебную субординацию. В этом вопросе в чиновничьей среде очень много сплетен.

 

Заключение

Уважаемые депутаты!

Руководством района и всеми органами местного самоуправления проводится повседневная активная работа по реализации Приоритетных проектов развития Республики Дагестан в МР «Цунтинский район». 

Основными проблемами в области просвещения, здравоохранения, культуры, да и других организаций района остаются: слабая материально-техническая база, проблемы с доступностью медицинских услуг в отдаленных населенных пунктах, дефицит квалифицированных кадров в учреждениях, организациях; неполная обеспеченность типовыми школами, ДОУ и ФАПами.

          Существенную роль в обеспечении взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами и общественными организациями района призвана сыграть, созданная в районе общественная палата, с которой мы связываем изучение общественного мнения по наиболее важным вопросам экономического и социального развития района.

Со стороны администрации муниципального района постоянное внимание уделяется вопросам совершенствования кадровой политики, повышения профессионализма и ответственности работников за стояние дел на порученном участке. Сформирован кадровый резерв по высшим и главным должностям муниципальной службы.

Постановлением Правительства РД от 27.12.2012г. №471 утверждена Стратегия социально экономического развития РД до 2025 года, в том числе по территориальным зонам. Наш район включен в территориальную зону «Горный Дагестан». Администрацией района представлены в министерство экономики РД соответствующие предложения. Постановлением главы МР «Цунтинский район» №48 от 26.03.2013г. утвержден план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития территориальной зоны «Горный Дагестан» до 2025 года по МР «Цунтинский район» на 2014-2016гг. Нами разработана, согласована в Минэкономики РД и утвержденана районном Собрании депутатов  №6/3 от 29.10.2015 г. «Комплексная Программа экономического и социального развития муниципального района «Цунтинский район» на 2015 -2018 годы» с включением планов реализации мероприятий  приоритетных проектов развития Республики Дагестан в МР «Цунтинский район».

         Принято постановление № 1 от 15 января 2016 года «О реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан в 2016 году в МР «Цунтинский район», утверждены Планы реализации мероприятий по всем 7 приоритетным проектам и проводится системная работа по их исполнению.

Принято Постановление №36 от 26 февраля 2016 года «О проведении Года гор в муниципальном районе «Цунтинский район» и План мероприятий. Из 11- ти пунктов плана мероприятия исполнено - 6.

В связи с отсутствием финансов реализовать все намеченные пункты программы не представлялось возможным.

 

 

Глава                                                            

МР«Цунтинский район»                                          П.Ш. Магомединов

Рубрика статей: